Как создавалась курсинговая машина Azart-700.
                         Когда была успешно решена задача создания портативной курсинговой машины, возникла идея создания чего-то более значительного. К тому же назревала необходимость иметь в запасе оборудование для подстраховки проведения тренировок и чемпионатов. Также было бы желательно, чтобы стоимость оборудования укладывалась в скромные бюджеты отечественных клубов и питомников. При работе оператором в секции РИОПОиКС я пользовался курсинговой машиной «Мистраль» немецкого производства, технических возможностей которой вполне хватало для того, чтобы работать с курсинговой трассой до 700м или на круге. Мне очень хотелось сделать не менее надёжную и простую в использовании курсинговую машину с такими же техническими характеристиками, а от недостатков «Мистрали» избавиться. Например весь механизм «Мистрали» смонтирован в массивном деревянном ящике, в который в походном режиме также можно сложить поворотные устройства и другие аксессуары. Такое техническое решение очень нравится потенциальным покупателям. Им просто никогда не доводилось распутывать нитку на катушке, манипулируя в узком внутреннем пространстве такого ящика. Особо «приятно» это делать на тренировке или на соревнованиях, когда время поджимает, а процесс останавливается на неопределенное время. У «Мистрали» в особо тяжёлых случаях, например, приходится откручивать два болта под днищем ящика, чтобы извлечь весь механизм из ящика для удобства распутывания нити. Опять же, из-за плохого охлаждения в ящике, через час непрерывной работы у «Мистрали» мотор нагревается так, что на нем можно жарить яичницу. Приходилось останавливать тренировку или чемпионат и ждать, пока он остынет. Здесь стоит отметить, что я нисколько не критикую «Мистраль», возможно, её уважаемый создатель Вольдемар Холтоф был бы удивлён, что его курсинговую машину активно используют для тренировок большого количества собак и проведения чемпионатов, как я в свое время тоже был очень удивлён, когда портативную курсинговую машину Azart-200m, предназначенную для использования на индивидуальных прогулках с собакой, проводили тренировки небольшого бегового клуба. Но, что поделаешь, пользователи всегда за меньшие деньги хотят большего.
                 Производители курсинговых машин используют в них электромотор с рабочим напряжением 12В. Том Бьянчи использует в качестве мотора стартер от «Форда». Вальдемар Холтоф в своей «Мистрали» также использует автомобильный стартер. С чем это связано? Курсинг обычно проводят в полях, где никаких источников энергии нет. Но у приехавших в поля имеется автомобиль, на котором они туда добирались. В автомобиле имеется аккумулятор напряжением 12В, который и используют для питания курсинговой машины. (По той же причине из соображений автономности использования в курсинговых машинах применяют также бензиновые двигатели.) Известна разработка курсинговой машины с использованием электродвигателя от списанного вертолёта. Но так можно сделать одну-две машины, а где взять столько списанных вертолётов, чтобы выпускать курсинговые машины мелкосерийно в промышленных масштабах? Я тоже не оригинален, поэтому решил выбрать для курсинговой машины в качестве двигателя автомобильный стартер.

Мне удалось раздобыть в автосервисе стартер, у которого были работоспособны щетки и обмотка. В феврале 2004 года из него я сделал электродвигатель, который решил опробовать на стенде, а затем сделал из него работоспособный макет. Первые испытания макета будущей курсинговой машины проводились 06.06.2004 года, которое показало, что выбранный электромотор способен тянуть приманку с достаточной скоростью. А, значит, отечественной курсинговой машине быть. Началась работа по разработке конструкции.
Для Azart-700 был выбран двигатель стартера завода КЗАЭ. Только не тот, который был использован в макете, прошедшем испытания. (Потому что для стартера с макета при переделке его в электродвигатель пришлось бы разрабатывать и изготавливать сложную по форме деталь для крепления подшипника со стороны оси.) Другой стартер был выбран потому, что в нем дополнительно имелась удлинительная муфта, в которую было удобно поставить фланец для подшипника. Этот стартер имеет левое вращение, он и задал традицию для направления вращения, поэтому катушки всех больших курсинговых машин Azart также вращаются влево. Многие производители ставят электровентиляторы для охлаждения корпуса электродвигателя. Я принял решение бороться не с последствиями — нагревом корпуса, а охлаждать именно те части электромотора, которые больше всего нагреваются. Чтобы избавиться от перегрева, было решено сделать систему принудительного воздушного охлаждения внутренней полости электромотора.
В «Мистрали» используется дополнительный мотор для привода нитеукладчика и широкая катушка. Я выбрал вариант с неподвижным нитеукладчиком и узкой катушкой, в нем за счёт отдаления неподвижного нитеукладчика от катушки, при намотки нити сама нить совершает колебания при укладке на катушку. Такая конструкция была уже опробована мной на портативной курсинговой машине Azart и виделись мне более простой в изготовлении а, значит, более дешёвый и перспективной. (Такую же концепцию использовал в своих курсинговых машинах с «подбирающей» катушкой Том Бьянчи.) Каждый разработчик закладывают в конструкцию такие идеи, которые будут надёжны в использовании.
В конце декабря 2004 года было проведено первое полевое опробование прототипа курсинговой машины с весом приманки 2кг. Весной 2005 года на одной из тренировок я показал получившийся действующий прототип. После этого начался мелкосерийный выпуск курсинговых машин Azart-700. Я мог наблюдать только курсинговую машину под номером 4, которая использовались в РИОПОиКС с которой я работал. Неожиданностей и сюрпризов с новой курсинговой машиной не было. Система принудительного воздушного охлаждения делала своё дело: даже при непрерывной циклической работе зарядка трассы — забег корпус электромотора был еле тёплый. На сайте Вольдемара Холтофа вес курсинговой машины с аксессуарами в ящике был указан 17кг и было написано, что Курсинговая машина удобна для переноски. Забегая вперёд, отмечу, что я снабдил Azart-700 ручкой для переноски, её вес, кстати, всего 9,5кг. Я также включил в комплект рюкзак для поворотных устройств и аксессуаров, вес которого получился около 4кг. Таким образом, вес всего комплекта получился примерно 13,5кг. Опять же, по моему скромному мнению, нести 4кг рюкзак за плечами, а в руке курсинговую машину весом 9,5кг удобнее, чем нести в руке почти кубической формы приличных размеров ящик весом 17кг. Таким образом, некоторые характеристики у Azart-700 выглядят привлекательнее, чем у «Мистрали».
Летом 2005 года на первых серийных машинах Azart-700 начали проводить тренировки и соревнования. Мнения пользователей в большинстве были положительные — владельцам собак нравилась возможность тренировать своих питомцев — или вообще никак не оценивающие. К сожалению, люди склонны больше возмущаться, если их что-то о не устраивает, чем писать положительные отзывы. На форумах встречались и мнения оппонентов. Например, что Azart-700 – «разрекламированная халтура». Особо отличилось телевидение : после примерно 10 минут записанного на видео интервью со мной, в передачу вместо моего интервью вошёл видеоролик секунд на 10, в котором диктор за кадром называл Azart-700 «очередной разработкой отечественного Кулибина». Причём на момент записи видео курсинговая машина успешно работала в России, в Прибалтике, в Украине и в Польше, о чем я честно рассказал в интервью. Странные люди эти журналисты! Любят везде найти сенсацию. Даже там, где её, в общем-то и нет.
Давайте разберемся на примере ее прототипа, была ли курсинговая машина Azart-700 «разрекламированной халтурой»?
Итак, Курсинговая машина состоит из основания, на котором закреплены все её детали. Основание в целях экономии и упрощения конструкции сделано из перфорированных стальных пластин, которые скреплены так, чтобы обеспечивать жестокость всей конструкции. В первых машинах использовались винтовые соединения, в поздних – заклепки. Такое Техническое Решение перекочевало с аналогичной рамы макета, который использовался на испытаниях. Все элементы курсинговой машины крепятся к основанию. Электромотор закреплен тремя стяжными хомутами(позже было оставлено два хомута, но добавлен один болт крепления). Крепление хомутами получилось дешевым, простым и надежным.

                       Также хомутами закреплен контактор электромотора — из доработанного втягивающего реле стартера, и электромагнит тормоза. Хомутом к основанию крепится также и разъём к пульту управления. Некоторые пользователи спрашивают, почему разъём имеет четыре контакта, тогда как в пульте управления используется трехжильный провод? Все очень просто: четырехжильный провод используется при подключении радиоприёмника дистанционного пульта управления. То есть, возможность подключения дистанционного радиоуправления предусматривалась ещё на этапе разработки прототипа. Кстати, такая возможность штатно предусмотрена у всех моделей больших курсинговых машин Azart.
                Тормоз курсинговой машины сделан в виде барабанного ленточного тормоза. Барабан жёстко закреплен на катушке. Ленточный тормоз приводится в действие электромагнитом, что позволило сделать его включение при помощи электрической кнопки на пульте управления. Тормозной механизм был в нескольких вариантах опробован на стенде, в серию пошёл наиболее простой и имеющий минимум деталей. Следует отметить, что не все производители устанавливают тормоз на курсинговые машины. Некоторые пользователи тоже убирают тормоз с курсинговых машин. Мой личный опыт, когда в результате моей оплошности на тренировке собака влетела в курсинговую машину, сбив её, можно было избежать, если у меня была бы возможность воспользоваться тормозом. Мне это добавило седых волос. К счастью, все обошлось без травм, но тормоз в таких ситуациях — очень полезная опция. Тормоз помогает также, когда, например, приманка заряжается с помощью мототехники, вследствие чего скорость зарядки высока и катушка курсинговой машины сильно раскручивается от сматываемой нити. Достаточно кратковременно нажать на кнопку тормоза, чем пытаться руками, ногами или посторонним предметами остановить катушку.

При разработке была поставлена цель по возможности минимизировать число деталей, из которых состоит курсинговая машина. Например, винт, крепящий реле блокировки одновременно го нажатия кнопок пуск и тормоз также крепящий к корпусу провод, идущий к минусовой выводу батареи. Позже от использования такого реле отказался, потому что перенёс блокировку в пульт управления. Но сейчас, я, наверное, так делать бы не стал: в современной курсинговой машине Azart электрозащит и электроники столько, что одной защитой больше, одной меньше — совсем не критично. Однако винт, крепящий минусовой провод, остался на этом месте у всех выпущенных курсинговых машин Azart-700, хоть там уже никакого реле не было.

                Как уже упоминалось, электродвигатель курсинговой машины имеет систему принудительного воздушного охлаждения с помощью электрического вентилятора.
Пульт управления изначально был сделан на примитивных кнопках, работа которых вызывала справедливые замечания пользователей. Получилось это из-за того, что на испытаниях макета в качестве пусковой кнопки и пользовался микропереключатель советского производства. Однако, китайские кнопки, у которых в технических характеристиках был указан тот же коммутируемый ток, оказались менее надёжные и их ресурс был намного меньше, чем советских микриков. В процессе выпуска марка кнопок несколько раз менялась на более надежные. А с 2008 года появилась возможность комплектовать курсинговые машины пультом с плавной регулировкой скорости приманки. Это обеспечивается эмулятором, который «нажимает» кнопку пуска с заданной частотой вместо оператора.
                Как видите, даже на этапе прототипа проработка конструкции и систем курсинговой машины Azart-700 была сделана достаточно серьезно.
              Создание модели Azart-700 с ее доступной по сравнению с зарубежными аналогами ценой сильно поспособствовало развитию курсингового спорта во многих регионах России, было создано множество беговых клубов. Эта модель удачно подходила как для проведения тренировок так и сертификатных соревнований по курсингу и рейсингу. Если учесть, что уважаемый Том Бьянчи в одной из статей на своём сайте написал, что за всю свою жизнь сделал около 60 курсинговых машин, а Azart-700 было изготовлено почти вдвое больше, точнее 118 штук, как бы не хотелось думать уважаемым оппонентам, Azart-700 прочно входит в историю технического обеспечения курсинга, отечественного и не только. Курсинговая машина Azart-700 мелкосерийно выпускалась с 2005 по 2013 год и используется борзятниками России, Украины, Латвии, Литвы, Польши, Казахстана, Беларуси, Италии и Норвегии.