Ситуация, которая сложилась на тренировке, была такой, что эксперты сказали буквально следующее: «А что ты хочешь от своей собаки? Это, видимо, её предел.» Меня такая характеристика нисколько не обрадовала. К тому же, перед моими глазами были примеры более быстрых и азартных собак. Для себя я решил,  что дело совсем в другом. Мой посещал тренировки только в выходные, это была его четвёртая тренировка, а другие собаки тренировались уже год или больше. Таким образом,  я решил сделать его тренировки более частыми. Если о месте тренировок вопросов не возникало – местом наших прогулок были большие поляны неподалёку от дома, то с оборудованием была проблема.  Если даже я смогу сам сделать небольшую курсинговую установку с ручным приводом,  или как её называют «ручник», например, из ручной дрели, (или даже из электрического шуруповерта), то для тренировки потребуется как минимум два человека: один должен управлять ручником, а другой отпускать собаку на приманку. Но гуляю я с псом обычно один. Поэтому от идеи использования ручника сразу отказался. Зато появилась идея сделать некое устройство, которое позволило бы удалённо управлять приманкой, не мешая отпускать в забег собаку. Решил, что управление должно быть по радиоканалу. Также все устройство должно быть достаточно мобильным и портативным, чтобы с собакой в одиночку без напряга донести его из дома до места прогулки и обратно. Так как управление по радиоканалу предполагает использование электрического источника энергии – батареи,  то, логично,  что привод приманки также будет электрическим, т.е. в приводе логично будет использовать электродвигатель. Я засел за расчёты, прикинул мощность, крутящий момент скорость перемещения приманки. В результате к концу 2002 года, а точнее 29 декабря я испытал первую курсинговую машину, которая использовала 12В аккумулятор от шуруповерта, а в качестве электродвигателя использовался электромотор от автомобильного стеклоочистителя. В качестве приманки была привязана пустая пластиковая бутылка 0,5л, которая весело проскакала по снежному покрытию около 70м. Электродвигатель подключался к аккумулятору обычной кнопкой. После успешного испытания на дистанции 70м,  решил увеличить дистанцию до расчётных 150м. Но, к сожалению, испытание провести не удалось: все выделенное на испытание время пришлось потратить на распутывание запутавшейся нитки. Тем не менее, неудача на испытаниях заставила искать техническое решение и оснастить курсинговую машину противооткатным тормозом. Убедившись на практике, что устройство функционирует,  стал подбирать к нему приёмник и передатчик для дистанционного управления. Радиоуправление, предназначенное для различных авиа- и автомоделей показалось слишком сложным, громоздким и избыточным по функционалу. Поэтому свой выбор остановил на однокомандном управлении. Оно имело надёжный цифровой канал, в качестве передатчика использовался радио брелок, примерно такой,  как в автомобильных охранных устройствах, причём его дальность была около 100-200м, т.е. примерно как длина трассы курсинговой машины. Ещё большим плюсом было то,  что не нужно было возиться с подбором кварцев в приёмнике и передатчике, как это приходится делать в модельной радиоаппаратуре. Весной 2003г привёз всю эту конструкцию уже  с радио управлением на первую курсинговую тренировку РАЛББ. Прежде всего выяснилось, что если по снегу приманка вполне уверенно двигалась, то по траве мощность двигателя оказалась недостаточной. Правда, вес приманки был немного выше расчетного. Пришлось приобрести более мощный электродвигатель, который решил эту проблему.

           Первая курсинговая машина выглядела так:  на горизонтальной металлической пластине под прямым углом закреплялась другая пластина, на которую был установлен электродвигатель. Из алюминиевой пластины согнут бокс,  на который крепился аккумулятор от шуруповерта.  В задней части за электромотором закреплен приёмник радиоуправления с выдвижной антенной. Это было разовое изделие, на изготовление его каждой оригинальной детали я потратил уйму времени. Тем не менее, я был доволен, потому что начал тренировать моего пса. Со стороны выглядело это так: выходя на прогулку, в одной руке я держал моего пса за поводок. В другой руке я держал два поворотных устройства для нитки. Через плечо на лямке от какой-то сумки примерно на уровне пояса висела курсинговая машина. В кармане лежал радиобрелок управления, несколько заранее заготовленных приманок в алюминиевых коробочках из под фотопленки и гвозди для крепления курсинговой машины к земле. Для облегчения процесса установки поворотных устройств и курсинговой машины на петле брюк для ремня висел столярный молоток-гвоздодер. Возможно со стороны я выглядел вместе со всем этим обмундированием немного эксцентрично, но я был счастлив, что теперь могу тренировать моего пса гораздо чаще, чем только на тренировке в выходные. Да и результат не заставил себя долго ждать: даже скептики заметили, что мой пёс стал на тренировках работать куда как лучше и азартнее, чем ранее.

            Я постоянно думал над улучшением конструкции курсинговой машины. С одной стороны, можно было оставить возможность вешать курсинговую машину на лямке через плечо, только мне хотелось большей компактности. С другой – было бы удобнее поместить все аксессуары в кейс, а не рассовывать их по карманам. К тому же резонно было бы упростить конструкцию курсинговой машины с минимумом деталей собственного изготовления, чтобы можно было быстро сделать нечто аналогичное, если кто закажет.  То,  что курсинговая машина – большое подспорье в тренировке борзой собаки, я понял сразу после первых тренировок. И очень надеялся, что если расскажу о своём опыте, то и другие борзятники тоже захотят тренировать своих собак, как и я.

              Так появилась курсинговая машина на дистанцию 200м. Я условно назвал её Azart-200. Все детали этой курсинговой машины располагались в пластиковом корпусе, снаружи находился только электродвигатель с закрепленной на его оси катушкой. Со стороны, противоположной катушке, располагался выключатель питания, гнездо для подключения зарядного устройства батареи и антенна приёмника. В задней части под электродвигателем находилась опорная пластина, которая складывалась в походом положении.

А для того, чтобы убрать курсинговую машину в кейс,  нужно было снять катушку с оси электромотора, отвернув барашковую гайку на его оси.  Также, для более уверенной работы этой курсинговой машины увеличил напряжение рабочей батареи с 12В до 14,4В. Таким образом, остаток сезона тренировал своего пса на этой улучшенной курсинговой машине. Тем не менее, в результате интенсивной эксплуатации Azart-200 был выявлен целый ряд неудобств. Например, каждый раз убирать курсинговую машину в кейс, снимая катушку, было неудобно, потому что требовало большего времени.

            Сама концепция курсинговой машины Azart-200 мне очень понравилась, но нужно было «подружить» её с более подходящим и удобным кейсом. Многие производители портативных курсинговых машин стараются разместить электродвигатель с катушкой в ящике, надёжно и жёстко закрепив их там. Но такой подход затрудняет манипуляции с катушкой, если нить запутается. Ещё для входа нити в кейс вырезают окно напротив катушки, что также затрудняет манипуляции с катушкой и нитью. Я решил, что не буду делать какие-то окна в кейсе, нить будет идти на катушку когда в рабочем положении курсинговой машины кейс будет открыт. А для облегчения распутывания нити курсинговая машина будет полностью выниматься из кейса.

Я подобрал кейс, в который с небольшими доработками поместилась курсинговая машина. Никакой необходимости складывать опору со стороны катушки теперь не было, поэтому все опоры сделал нескладываемыми. Кроме того,  достав курсинговую машину из кейса можно было быстро укрепить её без гвоздей, слегка углубив переднюю опору в грунт. Единственным, пожалуй, недостатком такой конструкции было то, что в кейсе курсинговая машина не была зафиксирована в поперечном направлении и могла сместившись задевать катушкой за стенку кейса при её вращении. По конструкции и внешне доработанная курсинговая машина была такой же,  только выключатель и антенна «переместились» на верхнюю панель,  чтобы было удобнее манипулировать ими,  не вынимая курсинговую машину из кейса. Модель в таком кейсе я назвал Azart-200m.

               Первую курсинговую машину я использовал сам, отмечая все её достоинства и недостатки. На ней же тренировал щенков в секции РИОПОиКС. Наконец, в 2005 году эта курсинговая машина приглянулась борзятникам, и я получил несколько первых заказов на её изготовление. Таким образом, эта курсинговая машина стала тиражироваться. В 2006 году курсинговая машина стала укомплектовываться однокомандным радиобрелоком на дальность действия 300м.

                   В 2009 году пришёл запрос от борзятников из Германии. Требовалось портативная курсинговая машина на дистанцию 400м. Все тщательно рассчитал, получалось,  что если ещё увеличить напряжение, форсировав электродвигатель,  сделать такую курсинговую машину можно. Форсирование электродвигателя для надёжной работы в длительном режиме потребовало применения его принудительного охлаждения. (При разработке охлаждения был использован опыт создания большой курсинговой машины Azart-700, которую к этому времени делал мелкосерийно уже три года.) Также учитывая нарекания пользователей, что батарея портативной курсинговой машины Azart-200m оказывается израсходованной в самый неподходящий момент, решил батарею разместить в открытом доступе, а не внутри корпуса, чтобы была возможность её быстрой замены. Так появилась на свет Курсинговая машина Azart-400, которая была испытана в августе на тренировке РАЛББ. Практически без доработок первый экземпляр отправился в Германию. В этом же году было выпущено ещё несколько курсинговых машин Azart-400. Учитывая положительный опыт разработки Azart-400 в 2010 году была скопирована и доработана её конструкция, только без принудительного охлаждения электродвигателя, для курсинговой машины Azart-200, которая заменила снятую с производства Azart-200m.

             Вот, вкратце, и вся история разработки портативных курсинговых машин Azart которые выпускаются и поныне.